вторник, 7 февраля 2017 г.

Наши японские каникулы! День 2: Токийский марш-бросок

Тихое токийское утро не предвещало ничего особенного: в Стране Восходящего Солнца всходило Солнце, мы спокойно потягивались в кровати... Хотя как это спокойно? Мы жаждали приключений и открытий, поэтому, встав и быстро умывшись, мы выдвинулись в путь. В программе на день значилось: посещение крупнейшего рынка морепродуктов Цукидзи, Музея Эдо-Токио, храмового комплекса Сэнсодзи.

Раз уж на рынке Цукидзи (Tsukiji) продаются свежайшие морепродукты, а во многочисленных кафе и ресторанах на территории рынка из этих самых морепродуктов готовят множество вкусных блюд, решили, что там и позавтракаем. А раз уж навигатор показал, что идти всего 7,6 км и 1,5 часа, то решили пройтись пешком и увидеть всё, что не увидишь из метро!
    Утро было ранним и ещё не чувствовалось духоты, идти было легко. Мы рассматривали фасады зданий, вывески заведений, витрины магазинов, тут и там попадающиеся небольшие памятники. Мы шли по навигатору, поэтому путь наш пролегал не только по основным улицам, но и по узеньким проулкам, в которых тоже хватало колорита! В одном из таких переулочков увидели симпатичный домик с изящной ковкой, захотели сфотографировать, но из-за яркого солнца долго не могли построить кадр. Шедший за нами мужчина, остановился и спокойно ждал, чтобы не испортить кадр, при этом он решил, что мы хотим сфотографировать сами себя и любезно предложил помощь - культура! :) Упускать такую возможность не стали - дядька щёлкнул нас и побежал по своим делам, а мы неспешно побрели дальше.
Японская девочка приветствует вас!

Памятник мальчику с сэлфи-палкой :)

Наверно, почетный житель или профессор...
Велосипедисты отдельно, пешеходы отдельно! Напоминания и предупреждения. Но соблюдают редко
    В какой-то момент мы заметили, что идём вдоль длинного забора за которым возвышается большое здание, на обширной территории множество полицейских, а на воротах подобия блок-постов. Завернув за угол, увидели центральные ворота, облепленные полицией и толпой журналистов. Навигатор дал подсказку - это здание парламента Японии. Накануне был избран новый губернатор Токио: Юрико Коикэ - первая женщина на данном посту, и мы думали, что эта суета как-то связанна с этим, но наделе оказалось, что это всего лишь открытие новой сессии парламента.
Здание парламента Японии
    Так мы оказались в правительственном квартале Нагата-тё (Nagatachō): тут и там возвышались высотки министерств и ведомств, сновали чиновники и их автомобили. Стоял даже информационный щит с картой-схемой района: где какое министерство и как туда добраться. Вообще в Японии очень много информационных стендов с подробными картами районов, на японском, английском языках и шрифтом Брайля - заблудиться тяжело. Райончик заканчивался живописным парком Хибия (Hibiya) с прудами, фонтанами, тенистыми дорожками и уличными сценами. Парк был открыт в 1903 году, о чем свидетельствует памятный знак и многочисленные вывески на местном кафе. На входе в парк мы впервые встретили японских нянечек, которые везли толпу маленьких детишек в большой железной "клетке" на колёсах, при этом самые маленькие ещё сидели у них на руках или за спиной. Такую картину "детский сад на прогулке" мы наблюдали ещё не один раз.
Так детки точно не разбегутся

Фонтан в парке Хибия
    А за парком начинался район Гинза (Ginza) - один самых роскошных торговых районов мира. Хоть посмотреть там есть на что, пересекли мы его достаточно быстро, возможно заглянем потом. Но даже мельком успели заметить огромное количество пафосных вывесок и брендовых бутиков.
Не думай - ешь!

Опять детский сад
    Тем временем, спустя 2 часа от начала пути, добрались и до Цукидзи: территория рынка по периметру была обнесена лавками торговцев сувенирами, безделушками, сладостями, и конечно же блюдами и закусками из морепродуктов. А вот и здание рынка: лари со льдом на котором лежат туши рыбин, морской живности и моллюски. Тут же среди всего этого готовые, расфасованные порционно суси, сащими, онигири - слюна бежит, пора завтракать! Взяли небольшой наборчик из 6 разных суси - ¥378 (239₽), какие именно рыбы не знаем, но точно был тунец, куда же без него! Хоть порция была и небольшая, но довольно сытная, а это значит, что можно продолжать путь! Только пройдя до конца лавок увидели, что этот рынок ещё не сам рынок, а только прилегающий рыбный магазин для обычных покупателей. Сам оптовый рынок начинался дальше, за забором. На въезде пропускной пункт, но никого не останавливают, проход свободный, контроль, видимо, только для грузовиков. На территории тянутся большие навесы под которыми кипит работа: загружается и разгружается транспорт, взвешиваются товары, передаются деньги и накладные. Работа начинается здесь засветло, в 5 утра, когда первые суда со свежим уловом приходят в порт. Представители лучших ресторанов торгуются за лучшие туши тунца. Между всего этого гуляют туристы - они никому не мешают, главное, чтоб смотрели по сторонам и не угодили под погрузчик. И опять же ряды уличных кафешек, в какие-то стоят длинные очереди, а какие-то откровенно пустуют... И во всём этом рыбном царстве нет противного запаха, не смотря даже на палящую жару!
Отведай свеженького!
    Но пришло время двигаться дальше. По плану музей Эдо-Токио - музей истории города (Эдо - название Токио до 1868 года). Только нахожу его в навигаторе и собираюсь прокладывать до него маршрут, как навигатор подсказывает, что сегодня музей закрыт! Всего второй день отпуска, а дни недели уже потерялись - совсем забыли, что сегодня понедельник. Значит переходим к следующему пункту: храмовый комплекс Сэнсодзи. Вновь решаемся на пешую прогулку - 7,3 км за 1,5 часа (на деле, конечно же больше), благо рельеф более менее равнинный, так маршрут пролегает в прибрежных районах. Только день уже в разгаре и Солнце довольно сильно припекает, поэтому недалеко от рынка заходим в первый же 7-eleven и набираем холодной водички и мороженного ¥330 (208₽).
    По жаре идти всё же на самое приятное занятие, стараемся выбирать дорогу не там где интересней, а там где больше тени. Да и путь пролегает в основном по простым ничем не приметным улочкам. А время уже близится к обеду. Замечаем лавочку в которую тянется очередь "белых воротничков": здесь продаются бэнто на любой вкус. Бэнто - порционная коробочка с едой, в которой упаковано основное блюдо и несколько сопутствующих, этакий комплексный обед. Бэнто популярно среди школьников, чьи мамы негласно соревнуются в искусстве красивой сборки и оформления обеда, а так же среди офисных работников. Японская мудрость гласит, что в день нужно съедать не менее 45 продуктов. И бэнто - отличная иллюстрация этого: в небольшой коробочке большой набор различных продуктов, чтобы обед был вкусным, сытным, а главное полезным! Мы выбрали набор без особых изысков, вроде икры морских ежей, где основным блюдом была темпура курица с рисом (¥400 / 252₽). Совсем рядом был небольшой парк Акацуки (Akatsuki), куда многие из покупателей бэнто и направлялись, чтобы отобедать. Так же поступили и мы, и выбрали столик в густой тени. За полдня мы практически впервые присели, и тут же почувствовали усталость в ногах, так что обед будет очень кстати: и подкрепиться и отдохнуть, полноценный привал! В наборе помимо основного блюда было немного тушёного мясного фарша, пару кусочков жареной рыбки, спагетти, омлетик, шинкованная капустка и дайкон, имбирь, маринованные овощи, васаби. Вкусно и сытно, нам вполне хватило пообедать вдвоём и восстановить запасы энергии. В парке был туалет и питьевые фонтанчики, в которых мы набрали воды в наши освободившиеся бутылочки.
В маленьком бэнто большая порция

Крышки люков поражают красотой и разнообразием!
    Начал накрапывать дождик, который обещал утренний прогноз, при чем довольно таки сильный. А мы вышли на набережную реки Сумида (Sumida) - главной реки Токио. Река не сильно широкая и больше напоминает канал, по которому идёт активное судоходное движение. Но дождь так и не разошёлся, только лишь смочил слегка раскалённый асфальт. Первый и последний раз воспользовались зонтиком, который привезли с собой. А зонтики в Японии везде практически в свободном доступе: возле магазинов стоят стойки где можно взять и поставить простой прозрачный зонтик. Хотя, такие зонтики и продаются. Но воспользоваться ими у нас не было возможности - постоянно стояла солнечная погода!

Набережная реки Сумида

Что ни здание, так необычная форма! Все сфотографировать невозможно!
      Районы сменялись одни за другими, мы шли то по "материковой" части города, то по островам, то вдоль магистралей, то по узким улочкам. Периодически мы немного сходили с маршрута, чтобы завернуть в парк или сквер: посидеть в тени, попить с фонтанчиков. По пути совершенно случайно набрели на здание токийской фондовой биржи, лично мне показалось, что оно на фотографиях выглядит как-то больше. И всё же дошли до района Асакуса (Asakusa) в котором и расположен храмовый комплекс Сэнсодзи.
На бирже спокойно, паники нет!

Возможно, потому что напротив загорают такие девицы!

Кобанчик и фонтанчик

Лавка сувенирных палочек: от обычных до полутораметровых!

Первое и единственное прикосновение к самому высокому зданию Токио - башне Tokyo Sky Tree (Небесное дерево): 634 м. Самая высокая телебашня в мире. Её много где видно, но мы так до неё и не добрались...
    Сперва зашли в туристический информационный центр. Много народа, много буклетов на всех языках, много карт и большой макет района с обозначенными достопримечательностями. Тут же и обменник, присмотрелись к курсу: рано или поздно пригодится. Затем перешли улицу и оказались у ворот Каминаримон - внешних ворот комплекса. Ворота примечательны большущим 4-метровым фонарём в центре и статуями синтоистских и буддистских богов. Желающих сфотографироваться на их фоне так много, что сделать это практически невозможно так чтобы никто не закрыл их. От внешних ворот к внутренним ведёт старая торговая улица Накамисэ-дори, торговлю на которой развернули ещё в 18 веке, когда местное население получило право торговать на подступах к храму. Здесь множество сувенирных лавочек, магазинчиков и закусочных. От ассортимента разбегаются глаза и хочется всё скупить. Цены в расчёте на наживу на туристах не задраны заоблочно, а где-то и уступают магазинным, но на один и тот же товар у разных торговцев могут заметно различаться.
Макет Асакусы

Каминаримон
    Первый магазин, в который мы попали, можно условно назвать бумажным: всевозможные открытки, конверты на все случаи, блокноты, ежедневники, картины, гравюры, оригами... Взяли пару открыточек и торжественных конвертов, ¥810 (511₽).
    Затем мы пошли по самой улочке, пробираясь среди толпы людей от лавочки к лавочке. Отметили для себя сувенирные пирожные и печенье, чтобы купить перед отъездом для родных. Попадаются и кимоно, и традиционные тапочки гэта, и специальные носки под них, и зонтики, и сувенирные катаны, и много-многое другое... Мы коллекционируем рюмки с названиями городов в которых побывали, нашли здесь и такую, купили вместе с ней и небольшое блюдечко, расписанное японским сюжетом - и как украшение интерьера сойдёт, и соевый соус в таком подавать удобно - ¥650 (410₽).
    Дальше нам попалась лавка сладостей. Сначала обратили внимание на небольшие шашлычки на шпажках за ¥100 (63₽), взяли на пробу из-за карамельного внешнего вида. Думали, что мясо в чём-то обжарено, а оказалось, что это и не мясо, а то ли рис, то ли бобовая масса. В общем вкус сладкий, специфический, одного раза достаточно. А рядом было мороженное всяких необычных вкусов: зелёный чай, содовая, гречишный, фасолевый, розовый, кунжутный, лепестков сакуры, по ¥300 (189₽) за порцию. Определившись со вкусом и оплатив десерт, мы стали свидетелями маленького чуда: из морозилки мороженщик достал капсулу размером с консервную банку красной икры, вставил её в аппарат, подставил под него вафельный стаканчик, нажал на кнопку, и через мгновение стаканчик наполнился голубой массой (вкус содовой). На вкус мороженное оказалось приятным и не сказать чтоб сильно химическим.
Непонятный шашлычок

Сладкоежкино счастье
    Перед самим храмом стоят внутренние ворота Ходзё-мон, украшенные парой соломенных сандалий по 4,5 метра в длину. Слева от ворот стоит большая Пятиэтажная Пагода, но в то время она была на реконструкции и полностью закрыта строительными лесами, поэтому восхититься её величием нам не удалось. А дальше был сам храм Сэнсодзи, основанный в 628 году, который считается старейшим среди буддийских храмов в Токио. Прежде всего впечатляет сама архитектура, а с учётом масштабов, впечатления ещё сильнее, что такое строилось и стоит! Да ещё и выглядит изящно! Да, все строения на территории комплекса не оригинальные, потому что храм неоднократно уничтожался пожарами, землетрясением и войной, но при этом он так же неоднократно восстанавливался. Но это не умоляет изящества и красоты храма. Побывав внутри, мы присели на боковой лестнице отдохнуть, а затем продолжили путь по окрестностям храма.
Ходзё-мон

Главное здание Сэнсодзи

Здесь мы впервые встретили токийских девушек в кимоно. Но вообще их много на улицах.
    Неподалёку был парк развлечений с каруселями и аттракционами типа американских горок и башни с падающими сидушками. Парк очень компактный и обнесён высоким забором, из афиши парка у нас сложилось впечатление, что развлечения всё же больше направлены на детей, а платить по ¥1000 с каждого чтобы попасть на территорию и разубедиться в этом мы не стали. Зато прогулялись по сувенирному магазину парка, с которого вышли на ещё одну торговую улицу. На ней мы искали новый объект для изучения: Музей традиционных ремёсел Эдо. Вход свободный, а внутри небольшого двухэтажного здания представлено множество образцов творчества различных сфер: выделка кожи, мебельное искусство, металлообработка, предметы быта и одежды. Здесь же был макет той самой Пятиэтажной Пагоды в Сэнсодзи в масштабе 1/20. При этом практически любой представленный предмет можно приобрести, при наличии хорошей суммы.
Вход в музей

Выделка кожи

Фонарики и воздушный змей

Посуда

Религиозные статуэтки. Цены тоже неземные)

Тряпичные куклы

Личные печати Ханко - заменяют японцам подпись. Без такой не открыть счет в банке, не купить авто или дом

Чеканка по металлу

Бамбуковые удилища для спиннингов. На Золотую рыбку)

Предметы интерьера

Ножнички
    Напротив музея оказался "стоенник" - магазин фиксированной цены, где все товары продавались за ¥100! Ассортимент в таких магазинах весьма разнообразен: продукты, хозтовары, канцелярия, посуда, автотовары, аксессуары для мобильных гаджетов и т.д. Цена заманивает и хочется взять многое, только успевай останавливать себя! :) Для начала остановились на баночке леденцовых конфет - воспоминание Насти из детства, когда папа привозил ей коробками японские сладости из морских походов, и бутылочки лимонной кислоты, чтобы придавать "вкус" воде, набираемой в фонтанчиках - ¥216 (136₽). Почему  216? Про 8% налога же помните? :)
    По соседству была фруктово-овощная лавка, которая привлекла нас ароматом персиков. В тот период в Японии как раз был в разгаре сезон сбора этих плодов, поэтому встретить их можно было повсеместно. Но эти были особо крупные и ароматные. И стоили всего ¥150 за штуку. Да, всего, потому как до этого нам попадались ценники и в 200, и в 300 иен... И именно штуку, в Японии цены на фрукты и овощи указываются либо за штуку, либо за упаковку (контейнер, сетка, корзинка). В общем соблазнились ароматом и взяли по персику на вечер - ¥324 (204₽).
Персики!

Магазин традиционной одежды и обуви
    Через пару кварталов мы заглянули в Asakusa View Hotel - одна из ближайших точек по реализации проездных на метро. В Токио метрополитен образуют две системы: частная Tokyo Metro и муниципальная Toei Subway, между собой они не связаны, поэтому при переходе с одной на другую необходимо покупать новый билет (если, конечно, у вас нет электронной карты PASMO или Suica). У каждой из линий есть и свои проездные, дающие право неограниченных поездок за определенное время. Но покупать по проездному в каждой компании накладно, а добраться до всех мест поездами только одной проблематично. Хотя, как показывает опыт - везде можно дойти ногами! :) Так вот, существует универсальный проездной, дающий право совершения неограниченного количества поездок и пересадок на обеих линиях. Приобрести его могут туристы по предъявлению паспорта. Ограничение только по времени действия такого билета: 24, 48 или 72 часа. Цены соответственно: ¥800, ¥1200 и ¥1500 (для детей 50% скидка). Так как в наших планах на Токио мы отводили ещё 3 дня, то взяли по максимуму: два Tokyo Subway 72-hour ticket - ¥3000 (1893₽). Не мало, но при средней стоимости поездки ¥200 (мин. ¥170) вполне себя оправдывает!
Теперь можно кататься на метро!
    Да, честно признаюсь, к тому моменту мы уже сильно устали, да и времени было уже восьмой час - к восьми стемнеет, поэтому мы и не думали о пешем возвращении в свою гостиницу, а поспешили к ближайшей станции метро. С этого момента ближайшие 3 дня мы практически не пользовались приложением Maps.Me, а использовали Tokyosubway для определения необходимых станций и мест пересадок. И сразу же ощутили преимущества проездного: нам попалась станция с отдельными входами (турникетами) для каждого из путей, и мы не разобравшись зашли в первый попавшийся. К тому перрону подходили поезда идущие в противоположную сторону той, что нам нужно было. Можно было, конечно, проехать до следующей станции и пересесть в обратный поезд, но усталость уже отсекала такие варианты, а имеющийся проездной давал возможность исправить ошибку на месте. Первый же турникет пробил на карточке проездного небольшое отверстие и пропечатал дату и время окончания действия - пошёл отсчет 72-х часов.
    Через полчаса мы вышли из метро в 100 метрах от нашей гостиницы, на город уже опустилась ночь. Мы вернулись в номер и рухнули на кровать! День был насыщенным и трудным! Пришло время отведать персики - они оказались восхитительными! Аромат не обманул: мякоть была спелой, сочной, сладкой - таких вкуснейших персиков я в жизни не ел! А самое главное, что они были настолько большими, что практически заменили нам ужин. Отужинав таким образом мы отправились спать... Стоп! Стоп! Стоп! Мы что спать сюда приехали?! Мы ещё столько не видели! Ночной Токио ждёт нас! Повалявшись немного на кровати и придя в себя, мы отправились дальше.
    Хотелось в живую увидеть вечернее столпотворение на знаменитом перекрёстке Сибуя (Shibuya crossing), да и сам район Сибуя - центр ночной жизни Токио. Выйдя на станции метро Сибуя, мы оказались на минус 5 этаже станции совмещенной с торговым центром. Поднимаясь на поверхность, мы рассматривали всё что угодно, но только не указатели, поэтому выйдя на улицу, свернули в другую сторону и долго и упорно нарезали круги по району в поисках этого перекрёстка: "Ну он же большой, с яркой рекламой, его же должно быть видно издалека!". Оказалось, что его закрывало здание ЖД-станции и развёрнутая рядом стройка. Народу, конечно, на перекрёстке много, но с высоты человеческого роста масштаб оценить трудно! Мы пересекли перекрёсток по диагонали и пошли прогуляться по развесёлому райончику. Вокруг веселье, музыка, яркий неоновый свет! Время к полуночи, а народу меньше не становится, не смотря на понедельник. Но пора и возвращаться, скоро закроется метро. Ехать до гостиницы 4 станции, но двумя ветками: на обеих садились уже в последние поезда, которые были практически пустые и стояли на станциях заметно дольше обычного.
Тот самый перекрёсток в Сибуя

От счастья хочется порхать! Как будто и не было 15 часовой прогулки!

Отзывчивые японцы сами предлагают сфотографировать, мы не отказываем)
    От насыщенной вечерней прогулки снова разыгрался аппетит, поэтому по пути в гостиницу зашли в FamilyMart и я взял себе лапши ¥184 (116₽). После лёгкого горячего ужина мы всё же легли спать.