понедельник, 11 февраля 2013 г.

Рейд-ерский объезд Хабаровского района: ночь с экипажем ДПС

В последнее время среди руководителей различных уровней и сред стало модно проводить неформальные встречи с блоггерами. В ходе одной из таких встреч, а именно с начальником управления ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю Игорем Анатольевичем Петряшиным, родилась инициатива о совместном дежурстве представителя блоггер-сообщества Хабаровска и наряда ГИБДД.
Эта акция не стала единичной, а уже приобрела, если можно так сказать, постоянный характер. Подежурить в составе экипажей уже успели Александр Симонцев (О чем не расскажет инспектор), Дмитрий Семёнов (Айтишник в гостях у гаишника) и Денис Бутенко (Ночь в экипаже 850). В этот раз такая честь выпала мне (здесь должен быть хеш-тэг #СпасибоДиосуЗаЭто). Вернее: в том числе и мне, потому как в этот раз предстояла не обычная ночная смена, а массовый спец-рейд по Хабаровскому району, и присутствовало аж 4 вольных интернет-писателя, а так же съемочная группа "Губернии" во главе с Софьей Епифановой, в общем масштаб чувствовался сразу!

 ЧАСТЬ 1: Подготовка и развод.

Утром пятницы 8 февраля, по наводке Дениса, на меня вышел руководитель мероприятия "со стороны интернета" Александ Симонцев. Саша объяснил мне куда и во сколько подъехать, с кем связаться, что делать и чего не делать. Так же строго-настрого сказал взять фотоаппарат (который мне пришлось поискать, так как мой, благополучно пережив всякие "Пандемии" и "Выходы силы" на ЕНе, в "мирной" жизни работать отказался) и взял слово, что я обязательно напишу отчет о дежурстве. Следуя опыту ребят и совету Саши, я основательно утеплился - как никак зима еще не сдается, а ночью так особенно это чувствуется! И вот в назначенное время прибыл к зданию Краевого ГИБДД, что на Воронежской 1. Там нас встречал Сергей Блинов, сотрудник отдела пропаганды - руководитель мероприятия со стороны ГИБДД, запустил наши автомобили на служебную стоянку, и когда все были в сборе, проводил на развод. Итак сегодняшний состав блогг-десанта в ряды ДПС: ваш покорный слуга, Евгений Щукин (его отчет), Александр Симонцев и его племянница Катя, и Софья Епифанова со своей группой "поддержки и фиксации". Кстати, пока ждали, остальных, я успел рассмотреть выставку детских рисунков на тему безопасности на дороге, в холле управления. Особо мне понравились эти два рисунка:
Дети детьми, но про "красивые" номера уже знают!

Очень хороший лозунг!
Развод проходил в помещении где у инспекторов, по видимому, обычно проходят учебные занятия: на стенах информационные плакаты, сам кабинет вытянутый, как студенческая аудитория, стоят парты в три ряда. В 19:25 развод Специального Батальона ДПС начался с записи информации по разыскиваемым автомобилям за последние 3 дня. Инспекторы внимательно слушали и записывали информацию, тоже делали и мы. Затем прошла перекличка личного состава и распределение по экипажам, с назначением старших. Перекличка во всех силовых структурах одинакова и мне сразу вспомнилась моя служба в армии, да так хорошо вспомнилась, что, задумавшись и услышав похожую на мою фамилию, я чуть было громко (как учили) не выкрикнул: "Я!", но вовремя остановился. После был кратко изложен план операции и распределение экипажей по группам, постановка задач для каждой группы и объяснение маршрута на сегодняшний рейд. Рейд должен был проходить по Хабаровскому району, начиная с Воронежа и Виноградовки на севере и заканчивая после часу ночи на юге в Некрасовке. Несколько раз прозвучало предупреждение: "на мелочёвку не отвлекаться!". Пока сотрудники обменивались текущей информацией и расписывались в оружейной книге, руководство представило нас. "Четыре экипажа возьмут сегодня общественников, они будут наблюдать за ходом рейда. Если кому потребуются понятые, то они к вашим услугам, вызывайте экипажи, где они есть!" - оповестил командир. Ну, конечно, это нам развлечение, а у людей серьёзная работа, поэтому мы должны посильно помочь. Напоследок командиры напомнили о мерах личной безопасности и порядке применения табельного оружия. Было дано 15 минут на сборы и объявлен выезд на место в 20:00. Нас проводили на стоянку и сказали номера уже "назначенных" экипажей.
Постановка боевых задач

 ЧАСТЬ 2: Начало рейда. Первые результаты.

Первым подкатил экипаж 939: "Ну что, кто?" - вопросили инспекторы, и пока остальные еще собирались я прыгнул в машину:
- Вечер добрый! Сегодня будем дежурить вместе!
- Добрый! Ну попробуем!
Сразу познакомился с ребятами. За рулём сидел Сергей, старший лейтенант. На службе уже около 11 лет, специального образования не получал, пошёл после армии. Его напарник - Владимир, лейтенант. Так же пошёл служить после "срочки", но стаж у него побольше: 19й год идёт. Ребятам работа нравится. Тем более в спецбатальоне она гораздо интереснее, чем в "городе" - за время службы офицеры успели объездить по командировкам почти весь край: Комсомольск, Николаевск, Де-Кастри, Чегдомын и так далее.  Владимиру даже довелось по службе "прокатиться" в Якутию - сопровождали колонну карьерных самосвалов. Всё хорошо, но ехать две с лишним тысячи километров со скоростью 30 км/ч (а быстрее "карьерники" не могут) очень тяжело! В Нанайский район так вообще через раз ездят - это не считается командировкой, в рамках обычного рейда могут туда отправить. В "нанайке" интереснее работать, даже не потому, что нарушений больше, а как шутят Владимир и Сергей: пьяные нанайцы за рулём - это отдельная песня, любую звезду "ютуба" заткнут за пояс! Вообще ребята любят пошутить, и между собой, и с коллегами в эфире, кто в эту ночь присутствовал в экипажах, могли заметить. Но с нарушителями всё строго, ни капли шуток и снисхождения. Ведь как напомнили командиры на разводе: основная наша задача - повышение безопасности на дороге и предотвращение потенциальных угроз для окружающих. А как еще назвать пьяного водителя? В машине спокойная, непринуждённая атмосфера, играет радио, но до первого сообщения из рации: "Внимание всем постам и экипажам! Приготовиться к записи оперативной информации!" Далее, как правило, следует информация об угнанном или скрывшемся с места ДТП автомобиле. Повезло мне с тем, что экипаж был  некурящий - а это отсутствие неприятного запаха в салоне и минимум лишних открываний дверей и окон, то есть минимум потерь драгоценного тепла холодной ночью!
Машина у нас была свежая, но уже повидавшая виды, Toyota Corolla, в специальной версии TRD - "заряженная". Как обыватель мог заметить, современный автопарк хабаровской ДПС состоит в основном из "Королл" и "Фокусов", но в спецбатальоне есть и  мощный 5-ти литровый Chevrolet Caprice, хорошо знакомый нам по американским фильмам 90-х годов, а так же внедорожники Toyota Land Cruiser 80 и Mitsubishi Pajero, на случай преследования по пересеченной местности.
В этой машине я провёл ночь рейда
Итак, начало операции назначено на 20:30, выдвигаемся к месту сбора группы. Кто-то дозаправляется, кто-то покупает воду, кто-то по пути успевает выловить нарушителей. К назначенному времени почти все на месте. Некоторые экипажи еще едут, и их поторапливают по радио-связи, а некоторые уже рвутся в бой - начинают остановки и проверки проезжающих водителей. По рации звучит команда к началу и машины начинают работу в районе Воронежа-Нагорного, Садов, Виноградовки, Мичуринского. Мы едем от Полярной через Воронеж в сторону Виноградовки. В рации переговоры: "- Что там в Нагорном? -Тишина, одни "патрульки"!". Одни экипажи занимают позиции на перекрёстках, другие прочесывают местность - трассу и прилегающие территории, посёлки. Въезжаем в Виноградовку, на встречной полосе стоит автомобиль на транзитах, в машине двое. Сергей сообщает экипажу, стоящему "за нами" на перекрёстке: "Тут "транзит" стоит, подожди, может к тебе поедет!". Через минуту другой экипаж передает: "В "тразите" водитель перелез назад и лёг спать. Всё равно долго стоять не будет, скоро должен поехать!". В подтверждение этих слов через несколько минут пошла информация о преследовании "транзита". Водитель далеко уехать не смог - на одном из поворотов влетел в сугроб и был задержан, сам на ногах еле стоял, началась процедура оформления. Но этим занимались другие экипажи, наш же экипаж катился по трассе и искал себе место. Только все перекрёстки были заняты - вокруг полно "патрулек"! Порой инспектора сами терялись от такого количества дежуривших машин. Иногда в шутку, а иногда всерьез (ну в темноте-то плохо видно, сразу и не разберёшь) останавливали друг друга или даже пытались преследовать. Если уж инспектора терялись от такого количества коллег, то что говорить о простых водителях, которые проезжали в тот момент по этим дорогам. В конце концов, в 21:30, мы прибыли на перекресток Фёдоровского шоссе и дороги ведущей на Матвеевку, неподалёку от ТЭЦ-3. Там встали в четыре экипажа и начали "махать палочками". Результат не заставил себя долго ждать - в одной из остановленных машин водитель хоть и был с виду нормальным, но в салоне был стойкий запах "химки" - началась проверка, водитель оказался под кайфом, оформление. В другой машине пахло алкоголем, водителя "попросили" в наш автомобиль. Водитель трезв, как пояснил: "Сам не употребляю. Везу мужиков с работы, они там задержались, накатили немного". Счастливого пути.
Здесь пахнет "травкой"!

ЧАСТЬ 3: Пьяный раз. Пьяный два.

Крутанувшись по Матвеевке и подождав другие экипажи на "Страннике", мы двинулись колонной, а вернее гребёнкой из 6 машин в сторону Галкино. По плану было остановка и проверка всех встречных машин. "Встречки" было мало, и проверив пару машин наш экипаж находился в свободном полёте. В самом селе Галкино далеко впереди из дворов выехала машина и поехала по трассе от нас. Сергей сразу прибавил газу, как бы чуя неладное. Выехав из села, догнали Honda Civic, который к тому времени уже сам остановился у обочины. Владимир отправился на разведку и через пару минут вернулся с документами на машину и словами: "в салоне перегар". Тут же по его указанию на переднее пассажирское сиденье сел водитель "Хонды". Сергей начал проверять документы, выяснять где права, но на самом ждал пока "клиент надышит". И надышал.
- Употребляли сегодня?
- Нет, вы что!
- А я чувствую, что употребляли. Давайте дыхнём. *в рацию* 936-й, подвези алкотестер!
Через пару минут прибыл 936-й экипаж, с которым был Александр Симонцев. Водителю было объяснено как надо "дуть" и вручен аппарат. Но проверяемый пытался обмануть инспекторов и технику - то не дул, то дул, но не выдыхал, а втягивал воздух. Людей с таким опытом, которые в подобных ситуациях оказываются каждую смену, обмануть невозможно. В итоге правильного выдоха аппарат показал 0,074 мг/л, а должно быть 0,000! Придётся оформлять. Водитель - Сергей, военнослужащий, 89-го года рождения из Саратовской области, понимая, какие последствия ему грозят - не сколько лишение прав, сколько увольнение со службы, стал всяческими способами уговаривать инспекторов не "писать бумаг". Ведь он только полгода служит, его сразу уволят, он ремонтировал машину и выехал её проверить и уже собирался ехать в гараж, у него жена рожает... Доводов и причин было много, но сотрудники ДПС были неумолимы - отпустить пьяного для них служебное преступление, тем более они "ему не наливали и за руль не заставляли садиться". Владимир, подсев ко мне на заднее сиденье, начал оформлять бумаги. Водителю было предложено пройти процедуру освидетельствования при понятых, он возражать не стал, в машину пригласили Александра - мы с ним и были теми самыми понятыми. А где их взять-то на ночной загородной трассе? Вот реальная польза инспекторам от нашего катания с ними. Второй раз водитель дыхнул на 0,048 мг/л. А эта цифра как раз соответствует погрешности прибора, то есть в протокол записать её нельзя. Отделался парень лёгким испугом и штрафом в 100 рублей за то что выехал "проверить машину" без прав. Надеюсь, будет уроком на всю жизнь.
Работаем в пещерных условиях - пожаловался Владимир, вешая фонарик на ручку. В задней части салона темень
Пока мы разбирались с военным, второй экипаж остановил "укуренного". Понятых попросили в другую машину. Там мы увидели молодого парня, лет 18, который явно был в "неадеквате" - расширенные стеклянные зрачки, неестественное выражение лица и странное поведение выдавали его полностью. Да он и не пробовал отпираться, дуть в прибор отказался, потому как "мне уже ничто не поможет". Инспектора занялись бумагами, парня выпустили подышать. Тут в машину стала стучаться его подруга, которая очень сильно хотела дыхнуть в алкотестер - ведь она владелица остановленной машины и ей её дальше вести: "Давайте я сразу дыхну, чтоб вы меня потом не тормозили и не докапывались!". Подписав все необходимые бумаги, я вернулся в свои экипаж и мы отправились на дальнейшее патрулирование местности. Время было около 0:00, мороз крепчал, да так, что на скорости лобовое стекло начинало затягивать изморозью. К этому времени экипажи разбились на более мелкие группы и сильно рассредоточились по Хабаровскому району - гарнизон Князе-Волконского, 49-й километр, Сергеевка, Чёрная речка. Мы, объединившись с парой экипажей, поехали проверять Калинку, Гаровку-2 и Ракитное. В первых двух пунктах ничего интересного не увидели, время позднее - деревни уже спят. Единственное в Гаровке-2 остановили водителя без документов на машину. Вернее у него был паспорт ТС, но большой бумажный, а не маленький пластиковый, что в данном случае документом не являлось. Водитель, сославшись на незнание, был предупреждён, что в следующий раз получит штраф в 100 рублей, и отпущен. На выезде из посёлка была замечена "любовь-морковь" в машине на обочине.
В Ракитном тоже ничего не нарушало спокойствия и, покружив по посёлку, экипажи уже собирались выезжать в Дружбу и далее в Некрасовку, где рейд и должен был завершиться. И тут перед нашим экипажем резко свернул во дворы тёмный автомобиль. Мы, включив "люстру", начали преследование. Но водитель не думал тормозить, только подбавлял газу в узких дворовых поворотах. Проехав несколько дворов и поняв, что далеко не уйти, преследуемый прижался к обочине и остановил свою "Висту". Спустя некоторое время он уже сидел в нашей "Королле". Состояние было далеко от трезвого, никаких документов у человека не было - ни прав, ни ПТС, ни страховки, даже паспорта не было. Сергей, как представился горе-водитель, не отрицал, что выпил, но просил отпустить, потому как "он никуда не ехал и не собирался, даже документы и телефон не брал". Тут же выяснилось, что он пару месяцев назад уже был лешен прав и ему "терять нечего", поэтому "пишите, что надо, я всё подпишу, только так чтобы посадили на дольше!". Для оформления всё равно был необходим хоть какой-то документ, а это надо было подняться к нему в квартиру, где "жена-грубиянка". Видимо от неё то нарушитель и хотел спрятаться в спецприёмнике на пару недель. С трудом найдя дома какое-то удостоверение с работы (паспорт так и не нашёлся), водитель дыхнул в прибор, который показал 0,666 мг/л!!! Но когда на деле дошло до подписания бумаг, водитель пошёл в отказ. Видите ли, инспектора указали, что у него "несвязная речь", но сам он чувствует, что говорит прекрасно. Начались звонки знакомым, которые вскоре появились на месте происшествия, и в свою очередь начали звонить "серьёзным" знакомым и передавать трубки инспекторам. Но те были настроены решительно и ни на какие уговоры не поддавались. В конце концов терпение сотрудников лопнуло - сочувствующие были разогнаны, а главный герой усажен в машину, где всё-таки подписал акты и протоколы. Узнав, что в спецприёмнике осталось всего два вакантных места, которые будут отданы тем, кто раньше приедет, мы поспешили доставить задержанного по адресу.

Место содержания административных правонарушителей

ЧАСТЬ 4: Горькая.

Около 2:30 мы присоединились к основной группе, которая на тот момент работала в посёлке имени Горького. Отдельные экипажи тут и там оформляли водителей подшофе. Одним из них оказалась молодая девушка, которая уже была лишена прав. Её ждала та же участь - спецприёмник. Что ж, в данном случае закон для всех един. Тем временем из переговоров по рации стало ясно, что в одном из дворов начался какой-то "замес". Туда мы и поспешили. События разворачивались так: экипажи, преследуя машину, загнали её во дворы и попытались задержать находящихся в ней. Но компания из трёх ребят оказалась настолько выпившей, что "по-хорошему" они не хотели. При этом с ними были еще двое малолетних детей - мальчики лет 5-7, для которых дебоширы абсолютно посторонние люди. К моменту нашего прибытия один экипаж занимался детьми, вернее выяснением их местожительства и местоположения родителей, другие 6 пытались усмирить буянов. Но те никак не хотели успокаиваться, алкоголь всё сильнее и сильнее будоражил их сознание. И таким образом парни перешли от слов к действию - от простой матерной брани к рукоприкладству в отношении инспекторов. Полицейские долго терпели, но в итоге перешли от уговоров к применению наручников и доставке двух самых дерзких в ближайший райотдел. В этот момент появились какие-то выпившие девчонки, лет 18-20, которые стали требовать вернуть им детей, на основании того, что они якобы их тёти. К тому времени уже был найден отец одного из мальчиков и ожился его скорый приезд, поэтому никаким "тётям" дети не отдавались. Тем более дети сказали, что они их не знают, а девки в пьяной истерике начали кидаться на инспекторов. По итогу все действующие лица с обоих сторон оказались в соседнем дворе, в райотделе. Где на дебоширов составлялись протоколы, а, пострадавшие от их действий, инспектора писали заявления - у кого-то была порвана форма, у кого-то оторван значок, кто-то "отделался" синяками и ссадинами. Время было далеко за 3 часа ночи, то есть рейд уже как бы завершился, но все основательно "подвисли" здесь. Мы, уличив свободную минутку, съездили до ближайшей шаурмы, ждали завершения процесса. В 4:30 мы пришли к выводу, что за оставшееся время уже вряд ли будет что-то интересное, поэтому ребята отвезли меня на стоянку за машиной, а сами поехали дорабатывать смену в штатном режиме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении хотелось бы сказать, что дежурство мне понравилось. Как бы то ни было - удалось посмотреть на работу структуры изнутри. Да, пускай я не всё увидел и не всё мне показали, о чем-то могли умолчать, но всё же - эти люди достойны уважения! Они выполняют свою работу, которая порой опасна и непредсказуема, на наше благо. Ведь отстранив от управления несколько пьяных водителей, они спасли несколько жизней, как минимум тех самых водителей, как максимум ни в чем не повинных других водителей, случайных прохожих, детей, матерей... Да, все мы люди, с кем не бывает (о, сколько раз я слышал эту фразу той ночью!), и полицейские могут ошибаться, могут быть не правы. Но не стоит лишний раз им безосновательно грубить, ведь они на страже нашего с вами спокойствия. И даже не думайте садиться за руль после застолья, подумайте в первую очередь о себе и своих близких!

UPD: Сюжет о рейде http://www.youtube.com/watch?v=ITIrqiAc1Ig

2 комментария:

  1. Отличный пост!
    В ряду блогеров пополнение! Не может не радовать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! признание со стороны #ИХБ не может не радовать! :)

      Удалить